В современных условиях в
нашей стране вновь повышается интерес к изучению предметов естественнонаучного
цикла. Небольшой объем часов, отведенных на физику в учебном плане в
общеобразовательных школах, не позволяет учителю воплотить в полном объеме свой
научный и творческий потенциал. Физика - не только совокупность конкретных научных
результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие
специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности,
не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности. Обилие
физического материала и глубина его описания на самом деле не нужны всем
учащимся. Изучение физики не должно тонуть в формулах, оно необходимо для
развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном
этапе его образования.
А что делать, если в классе есть и высокомотивированные к
изучению физики учащиеся, и с трудом осваивающие предмет? Как создать условия
для разноуровневой реализации потенциала учащихся, как осуществить
индивидуальный подход максимально адресно?
Интегрированный урок дает
возможность проявлять свои способности одаренным учащимся (выполнение заданий
по работе с дополнительной литературой, самостоятельная подготовка сообщений;
решение задач повышенной трудности) и посредственному ученику (выполнение
заданий с выбором ответа, участие в сценках, отгадывание и составление ребусов,
кроссвордов и другие). Знания, полученные на интегрированном уроке, остаются в
памяти любого ученика. Форма, структура проведения интегрированного урока и
участие в самом уроке запоминаются учащимся.
В своей практике я использую интегрированные
уроки физики и математики (7класс «Метрическая система мер. Запись больших и
малых чисел»; 8 класс «Прямая и обратная пропорциональность. Графики функций»;
итоговый урок за курс 9 класса «Конкурс эрудитов»; 10 класс урок–семинар–практикум
«Применение производной в физике»; 11 класс урок – семинар – практикум «Приложение
интеграла в физике»), физики и истории (11 класс урок решения задач «Война:
вчера, сегодня, завтра», «Малышка Луизон» или «легкая смерть»), физика и
начальной военной подготовки (10 класс «Физика будущему воину»), которые
помогают установить межпредметные связи,
дают возможность учителю формировать у школьников целостность картины
мира, показать многообразие свойств
живой и неживой природы, помочь увидеть физические законы и явления в природе,
быту, окружающем мире.
Внеклассная работа по
физике способствует повышению мотивации учащихся к изучению физики, является
значимой и для любителей физики, и для учеников, обладающих творческими
способностями. Проведение предметных декад, конкурсов презентаций, научно-практических
конференций помогают осуществлять
личностную направленность педагогических усилий.
Необходимо продуктивно в
урочной и внеурочной деятельности по физике использовать современные
информационно-коммуникативные технологии. Интерактивная доска - современное
обучающее средство, позволяющее каждому
участвовать в коллективной работе, вносить свой вклад в общее дело,
внедрять в процесс обучения методы исследовательской и проектной деятельности.
Возможность работы с интерактивной доской привлекает учащихся, увлеченных
работой с компьютером.
Актуальность применения ИКТ в преподавании физики обусловлена тем, что
на современном этапе нашего общественного развития остро стоит вопрос о развитии в процессе обучения творческих
способностей учащихся с помощью применения различных компьютерных программ.
Компьютерные технологии, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью
жизни многих школьников. Они воспринимают их с гораздо большим интересом,
чем обычный школьный учебник. Разумеется, что компьютерные технологии не могут
полностью заменить, ни натурный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого
учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании
дают высокую оценку усвоения материала
учащимися. Современные мультимедийные компьютерные программы, относящиеся к
новому поколению естественно-научных лабораторий, возможности Интернет - ресурсов
открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают
возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций,
лабораторных работ, повышения эффективность развития познавательной
самостоятельности, а также для творческого роста школьников. Компьютерные
технологии играют значительную роль, особенно в преподавании таких тем, в
которых лабораторные работы не показывают в полной мере физические процессы, например: «Строение вещества». В таких случаях
компьютерные модели дают возможность в
широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости,
ускорения, жесткости пружин, температуры, характера протекающих процессов и т.
д.) Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем
веке не обойтись без компьютерной поддержки. Использование компьютерных
технологий на уроках физики выбрано мною, как одно из основных направлений для
проведения уроков. С этой целью используется не только вышеперечисленное
учебное оборудование, но и такие программные продукты как «Открытая физика»,
«Живая физика», мультимедийное пособие
|