СООБРАЗИЛКИ
урок решения экспериментальных задач.
ЦЕЛЬ: - вызвать интерес к проведению опытов;
- развить познавательную активность.
Ход
урока.
1.Демонстрация
опытов и их объяснение учащимися.
Опыт
1:В высоком
тонком стеклянном стакане приготавливают мыльный раствор
(шампунь в воде), взбалтывают стеклянной
палочкой до образования пены
и ставят под колокол воздушного
насоса.
При откачивании воздуха пена поднимается
«шапкой» до краев стакана
и выше
Ответ: возникает разность давлений. Из-под колокола
выкачивается воздух,
при откачивании пена поднимается.
Опыт
2: Гирю
массой 5 кг ставят под колокол на тарелку насоса Комовского и
откачивают воздух.
Поднимают
колокол – вместе с ним поднимается
тарелка с гирей.
Ответ: атмосферное давление давит на тарелку, а под ней нет воздуха.
Из-за
разности давлений атмосферное
давление «вдавливает» тарелку
в подставку.
Опыт 3:Пластины плоского
конденсатора располагают горизонтально и
закрепляют ручки в лапках штатива с зазором
10-15 см друг от друга и
соединяют платины с полюсами электрофорной
машины. На нижнюю
пластину нарезают мелко
нарезанную бумагу(можно елочный
дождик), приводят машину в
действие и наблюдают «пляску»
кусочков
бумаги.
Ответ: пластины электризуются,
кусочки бумажек тоже, между пластинами
создается электрическое поле. Пластины
заряжаются разными
знаками «+» и «-». Пляшут кусочки бумаги, т.к.
«+» и « - » притягиваются.
Опыт 4: В стакан с водой
положить кусочек мела. Из него начнут выходить
пузыри. Почему?
Ответ: мел пористый, в нем
находятся промежутки с воздухом, поэтому
воздух и выходит.
Опыт 5: В 3-литровую банку
кладем горящую бумагу и сверху помещаем
средних размеров воздушный шар с
водой. Горение прекращается,
а шар втягивается в банку.
Почему?
Ответ: возникает разность давлений
и из-за действия атмосферного
давления шар втягивается в
банку.
Затем
учащимся предлагается решить несколько задач. Учащиеся работают в группах,
обсуждают и представляют свое решение.
Задача
1. Перед
вами стакан очень горячего чая и металлическая чайная ложка.
Что бы вы сделали для быстрого
охлаждения чая? Переливать воду
нельзя.
Ответ: Отпустите ложку в стакан, часть тепла от
чая перейдет ложке.
Скорость охлаждения можно
увеличить, если периодически доставать
ложку из стакана и охлаждать
ее. Производя действия с ложкой,
одновременно дуйте на
поверхность чая, не забывая обдувать и всю
поверхность стакана.
Задача
2. В одну
кастрюлю налита сырая вода, а в другую - кипяченая. Как
определить в какой кастрюле
находиться сырая вода, если у вас под
рукой есть электрические
плитки? Как определить, если нет
нагревательных приборов?
Ответ: В сырой воде растворено больше воздуха и
на стенках кастрюли будут
появляться пузырьки. Если же
обе кастрюли поставить нагревать, то
быстрее пузырьки будут
появляться в сырой воде. Весь материал вы можете посмотреть перейдя по ссылке "Скачать с сервера"
|